Творчеству дорогу

«Именно творческая деятельность человека

делает его существом, обращенным к будущему,

создающим его и видоизменяющим свое настоящее», — 

Лев Выготский

Занятия рисованием, аппликацией, лепкой из теста или глины не всегда направлены на овладение определенным умением. Ведь очень часто ребенок в силу тяжести нарушения так и не сможет самостоятельно рисовать и что-нибудь мастерить, но при этом нельзя забывать, что каждый ребенок является человеком, личностью. А для любого человека важно самоуважение, уважение других людей, реализация собственного творческого потенциала. Таким образом, цель проведения занятий продуктивной деятельностью – создание возможности для особого ребенка реализовать свой творческий потенциал и ощутить свое «я».

Основные задачи творческих занятий:

— формирование положительного отношения ребенка к занятиям;

— развитие собственной активности ребенка;

— формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий; развитие целенаправленных действий;

— развитие планирования и контроля деятельности;

— развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.

Подобные занятия играю немалую роль при подготовке ребенка к школе, так как способствуют формированию умения воспринимать фронтальную инструкцию (т.е. «для всех детей одновременно») и выполнять задания вместе со всеми. Полезны, прежде всего, такие занятия детям, которые испытывают стойкие затруднения взаимодействия с окружающими людьми. Как правило, они не могут «удержаться» на внеклассных занятиях в школе или в секциях и кружках различных досуговых учреждений. Занятия выстраиваются таким образом, чтобы помочь детям наладить общений друг с другом и с педагогом в процессе изготовления и обсуждения изделий. Занятия позволяют детям овладеть определенными практическими умениями, развить самостоятельность, уверенность в своих силах и улучшить коммуникативные способности.

Занятия керамикой. Считается, что глина была одним из первых материалов, освоенных человеком. Благодаря способности легко принимать и удерживать заданную форму она использовалась в быту и культуре разных народов, отражая традиции своего времени. Со временем глину потеснили другие материалы, но и сейчас она применяется в строительстве, промышленности, медицине, искусстве, а также в педагогике и психологии.

В общей педагогике из глины лепят на уроках труда и изобразительного искусства в школе, на занятиях в детском саду. Получившиеся работы можно обжечь, расписать красками. Глину используют в артерапии. Пластические свойства глины помогают ребенку выражать внутренние переживания, конфликты, которые он не может осознать и с которыми не может справиться самостоятельно. Глина нашла применение и в специальной педагогике.

Занятия творческой продуктивной деятельностью проводятся индивидуально и в небольших группах по 2-4 ребенка, длятся 30 минут и включают в себя подготовку и уборку рабочего места, анализ образца и планирование предстоящей работы, непосредственное изготовление поделки. Готовые работы дети забирают домой или оставляют на выставку.

Image_18

Image_19

Image_20

Image_21

Image_22

Image_23

Image_24

Image_38

Image_39

Image_40